?

Log in

No account? Create an account
Для любителей никабов :) - О Йемене [entries|archive|friends|userinfo]
О Йемене

[ website | Информационный портал о Йемене ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Для любителей никабов :) [Jul. 8th, 2012|10:21 pm]
О Йемене

yemen_ru

[mois_tas]

Рисунок из альбома костюмов мира за 1757 год.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: mutargim73
2012-07-09 12:21 pm (UTC)
Это не "этнография", а фантазия "галантного века". Другое дело, что и в хиджабах и, вообще, с закрытым лицом ходили не все и не всегда. И не во всех сословиях и социально-этнических группах. Не говоря уже о местных христианах, иудеях, мигрантах.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mois_tas
2012-07-09 02:23 pm (UTC)
Это не совсем фантазия, а стилизация. Подобную форму костюма, как минимум у бедуинок, описывали и путешественники.
Это не единственный аравийских и костюм в этом альбоме. Хиджабов там нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mutargim73
2012-07-09 04:47 pm (UTC)
Путешественники - тоже люди. И свои путевые записки им нужно было писать интересно, "экзотично", увлекательно для публики (до конца 18 века в любом случае).
Напиример, Арнольд фон Харф в своей книге приводит весь "сокотрийский алфавит" - это у бесписьменного-то языка! Хотя человек на острове, вроде бы, был.
Опять же - бедуинки. Это ограниченный круг женщин, относящихся к племенам жителей пустынь, не имеющих постоянного жилища, живущих в палатках, кочующих за травой и водой с места на место (причем, как в ожидании нападения, так и в готовности напасть - постоянно). Конечно, там было не до хиджабов. Но плечи всегда закрывали. Носили шляпы или платки. Лицо мазали куркумой (всегда боролись против загара, так как на бедуинке были и выпас коз, и добыча воды и хвороста - и это "на солнце").
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mois_tas
2012-07-09 05:41 pm (UTC)
В том-то все и дело, что мне попадались описания бедуинок именно с открытыми плечами. И вот попалось "независимое" доп. доказательство. Что касаемо описание одежды путешественниками, то это все-таки не алфавит - описать открыто или закрыто - проще. По поводу загара и солнца спорно. Т.к. в том же Др. Египте полностью закрытые плечи встречаются не часто, а воины так вообще в одних юбках и там солнца ведь не меньше. А вспомните скульптуры женщин и мужчин Древней Южной Аравии. Там нет платков вовсе.
Экзотичные и увлекательных платьев для публики в мире хватает. В этом альбоме интересные китайские и турецкие костюмы (это скорее не альбом, а 4-х томный атлас).
У Карстена Нибура "горянки" с закрытыми плечами и рукавами. Но опять же. Например, г-жа Путинцева в своей книге весьма и весьма сократила описание костюма, включая иллюстрации. Мне попался английский пересказ Нибура с цитированием весьма полного описания костюма, которые были дополнены интересными картинками из экспедиции, которые я раньше не видела. Дело же именно в "новых" материалах. Тем более при устоявшемся мнении, что никаб в Йемене традиционен, да еще и связан с исламом. Если бы он был действительно традиционен, то мне было гораздо проще, но вот подобные всплывающие иллюстрации и описания задают больше вопросов. Если действительно мусульманская одежда в средневековье была более "демократична", то что же послужило толчком для полного занавешивания. Не ваххабиты ли случайно? И по времени примерно совпадают.
Еще ведь надо учитывать, что одежда в давние времена была недешевым удовольствием. Сейчас дажеу бедных йеменцев больше одежды, чем осталось у пророка после смерти ))


Edited at 2012-07-09 05:44 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mutargim73
2012-07-09 08:24 pm (UTC)
У древних египтян, судя по из изображениям, не было "комплекса цвета кожи" в отношении самих себя. В том смысле, что их "шоколадный" (о чем они еще не знали) цвет был для них вполне благородным. Аравийцы же, насколько могу судить, считали себя "белыми". Так, Абла не оценила любви рыцаря-поэта Антары в том числе и из-за его темной кожи. В 1970-е сокотрийуи "забраковали" мои черно-белые фотографии, на которых, как мне казалось, отобразился их естественный цвет. Мне сказали, что они тут "какие-то черные". Кстати, на фотопортретах арабские государственные деятели, как правило, "светлее", чем в реальности.

Хиджаб возник еще при Пророке (из-за Аиши?), но, конечно, не был обязательным и повсеместным. В то же время стал связываться с благочестием (причем, подчеркнутым). Это способ и степень защиты, прежде всего, в урбанистической среде (в Сахаре - наоборот: лицо закрыли мужчины). В Йемене в стиль жизни племен, скорее, можно приравнять к урбанистическому: несмотря на сельскохозяйственный быт жили и дивут они ысе-таки в "многоэтажных каменных" домах (с удобствами!). В Шибаме по пятому, кажется, этажу (женскому) соседние дома соединялись переходами, чтобы женщины могли общаться, не выходя на улицу (в соответствующем одеянии). В провинции Шабва я наблюдал впечатляющие красные "маски" для лица с прорезями для глаз (обшитыми серебристой нитью) и серебристой же линией носв, вышитой на влотнок, непрозрачном полотне маски, ниспадающей вертикально (не мовторяя рельефа лица). У йеменских же бедуинок, полагаю, с закрытостью лица было не так строго. Современаая закрытость - конечно, следствие политико-религилзных процессов, в которых женщина может осознанно и идейно выступать за чадру, а может одеть чадру в силу необходимости остаться в рамках социума (в 1970-80-х в Адене чадру не носили, сокотриек в чадре не было совсем). При этои член руководства йеменских "братьев" и недавний лауреат Нобелевской премии Таваккуль Карман официально сняла чадру еще до начала митинговой деятельности - и партия Ислах ее не осудила, не отвернла.

Одежда, действительно, была недешева. НО, и это то, что нам понять достаточно сложно: ее делали в каждом доме вручную, ежедневно, в течение всей жизни. По одной общей матричной традиции в каждой местности. Ее могло быть немного - но даже у сокотрийской женщины 1970-х было до 7 типовых платьев разных цветов (прежде всего синее и красное (праздничное)) + вышитый платок или несколько, + вышитые накладки на ноги (не знаю, как это называется), а на пояс надо было еще повесить побольше ключей от "английских" замков (как ключи без замков и в таком количествепопадали на Сокотру?) На материке же одежды - и более разнообразной из-за более разнообразных погодных условий и более разнообразного социального и имущественного статуса - было еще и намного больше. И сворчество "модного кутбрье" было ежедневной обязанностью каждой достойной женщины (впрочем, в России, в Европе было когда-то то же самое).

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mois_tas
2012-07-09 10:42 pm (UTC)
Да, но южноаравийские изображения не демонстрируют тяги сохранить себя от загара. По мне так более понятно, почему бедуинки закрывали лица - защитить себя от песка и солнца. Однако, поговаривают, что сохранились фотографии жительниц Хадрамаута с примерно такой же формой открытости плеч, как и на этом рисунке.
Кстати все-таки близость крыш соседних домов в Шибаме была больше для удобности обороны города, я не совсем представляю, как женщины могли передвигаться по разноэтажным домам. Все-таки высота этажей в домах не стандартная. Хотя идея хорошая.
Может быть я и ошибаюсь, но вроде во время хаджа женщина обязана совершать его с открытым лицом. Это правда?
В 1970-е годы с количеством платьев все-таки понятно. Ткань импортная, наверняка недорогая. Если даже швейные машинки в 70-е были на Сокотре уже.
Вышитые накладки на ноги могли быть подобием накладок на подъюбных штанах (сирвал). На материке эти накладки повторяли узор платья.
Судя по всему на Сокотре явно не было еврейских ювелиров, коль из ключей делали пояса. Хотя ведь и сокотрийки любили и любят украшения?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mutargim73
2012-07-10 09:36 pm (UTC)
Кстати, довольно остроумная картинка по поводу -
http://pics.livejournal.com/psychocryonics/pic/0003ca5p
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mutargim73
2012-07-09 10:50 pm (UTC)
Много опечаток, прошу извинения.
"...линией носа, вышитой на плотном, непрозрачном полотне маски,..".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: darqawi
2012-07-09 10:17 pm (UTC)
Никаб действительно традиционен и действительно из Ислама. Другое дело, что не все исламские традиции были приняты сразу всеми и везде. Это картина общая для всех регионов исламского мира, от Тимбукту до Малайзии, когда в одном обществе могут одновременно существовать строгие правила сокрытия аурата среди одной группы люде и полная разболтанность среди другой.

опять же, даже в Медине времен Посланника Аллаха, мир ему, некоторые женщины ходили по улицам с голой грудью. Это были рабыни, потому что аурат рабыни отличается от аурата свободной женщины.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mois_tas
2012-07-09 10:32 pm (UTC)
Времена пророка это все-таки не средневековье. Мода меняется. Я не думаю, что в Йемене, даже во времена имама Яхьи была разболтанность в отношении женщин, однако даже по фотографиям можно четко проследить в какой момент женщины стали закрывать лица поголовно. Проблема в более раннем периоде. Из-за скудного количества изображений и описаний. Есть конечно вот именно фантазии персидских художников, изображающих царицу Савскую о персидских одеяниях, но это действительно вымысел. Такие костюмы по стилистике далеки от йеменской традиции.

Да, но я слышала, что женщины, совершающие хадж, должны быть с открытыми лицами. Не?
Йемен вроде считается образцовой страной соблюдения законов. Хотя почему-то мало где рассказывается о культе поклонения святым.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: darqawi
2012-07-09 10:44 pm (UTC)
Разболтанность могла существовать среди некоторых групп, вроде бедуинов, которые вообще считались всегда невеждами. я вообщем-то скорее про хиджаб, чем про никаб. не уверен, что распространение никаб связано с ваххабизмом, так как в никабы одеваются даже женщины в классических суфийских мадрасах Хадрамаута. Скорее это требование возникло в связи с возможной фитной...

В хадже сокрытие лица запрещено. Да и вообще лицо женщины не входит в аурат.

Да, Йемен это земля знаний, за что мы его и любим.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mois_tas
2012-07-09 11:17 pm (UTC)
Хадрамаутские женщины сейчас одеваются в никаб? Если сейчас, то это просто следствие общей тенденции общественного мнения. Ведь еще и перчатки стали носить, но вроде в шлепанцах можно, правда, некоторые подевают черные капроновые то ли носки, то ли вообще колготки.
Про аурат почитала, спасибо. Плечи наверняка в него входят.
Хиджаб мне тоже понятен. Не только из-за сильного солнца, но и удобстве в выполнении хоз. работ. Нет заколки - платок поможет.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: darqawi
2012-07-10 06:23 am (UTC)
те что учатся в мадрасах в Тариме и в других местах, жены и сестры учителей и учеников, женщины из рода Пророка (Хабаиб), те одеваются в никаб.имой учитель мне приводил Йемен как пример строгости в этом смысле.

в аурат свободной женщины входит все тело, кроме лица и кистей рук (есть разногласие на счет ступней ног, насколько я знаю йеменские ученые считают что это тоже аурат)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: abdur644
2012-07-09 09:48 pm (UTC)
Можно ещё Зинаиду Серебрякову посмотреть,
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mois_tas
2012-07-09 10:00 pm (UTC)
Зинаида Серебрякова не путешественник и жила в 20 веке. Тогда уж Бакса смотреть, особенно его эскизы костюмов. Карстена Нибура тоже надо причислить к фантазиям? Так где же свидетельства обратного? Мне пока попадаются только опровержения.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: abdur644
2012-07-09 10:06 pm (UTC)
Посмотрите сначала её марокканские картины.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mois_tas
2012-07-09 10:24 pm (UTC)
Марокко совершенно в другой стороне от Йемена. Это Магриб.
Стилистические особенности йеменского костюма больше связаны с Эфиопией, Индией и Саудией.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: abdur644
2012-07-09 10:28 pm (UTC)
Вы спорите сами с собой. Посмотрите сначала картины.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mois_tas
2012-07-09 10:54 pm (UTC)
Это не йеменская стилистика, а обще-арабская. Нет смысла опираться на картины Серебряковой, когда есть целая серия фотографий Йемена, сделанные путешественником Бурхардом в 1906-1909 гг. Первые фотографии Йемена были сделаны вообще в конце 19 в. Но в 16-18 веках Йемен не снимали :) Поэтому живопись. А после все-таки больше фотографии используются в качестве источника.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mois_tas
2012-07-09 11:22 pm (UTC)
Да, извините, если показалась дерзкой :))
Серебрякова конечно хороша, уж конечно лучше этого рисунка.
Но что есть, то есть, и не с такими изображениями приходится сталкиваться :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mutargim73
2012-07-09 11:51 pm (UTC)
Действительно, вырисовывается некая "картина источникового ожидания": такой-то тогда то про "бедуинок" сообщил, потом другой сообщил, потом, оказалось, - третий нарисовал. И ценность этого всего в том, что это "ИСТОЧНИКИ". А поскольку других нет - значит, они свидетельствуют правильно. Тем более, что "признанных" "контр-источников" нет.
Дело в том, что общее представление о мусульманской истории, мусульманской доктрине, культуре, как и особенностях и причинах ее местных проявлений (с учетом субстрвта, развития в периоды иноземного и колониального господства, а в Йемене - еще и в рамках племенной организации общества) - совершенно необходимо. Я сам, отнюдь, на полноту таких знаний не претендую, но все же, прочитанное с многим увиденным могу сопоставить (в Йемене меня всегда поражало, что я вижу совсем не то, что читал у "путешественников"!)

Пророк родился в год Слона - 570 год н.э., то есть именно в раннее Средневековье, и умер в 632 году. Можно полагать, что распространение хиджаба при Пророке было достаточно ограниченным. Имам Яхья ибн Мухаммад из семьи Хамид ад-Дин был потомком мекканских сеййидов и прямым потомком Пророка (у зейдитов в 10 в. было свое государство на юге Каспия, но затем они перебрались на север современного Йемена). До 1918 года в йеменских городах действовала османская администрация, так что степень открытости йеменского женского костюма здесь скорее зависела от местных йеменских городских обычаев (чем даже от османских норм; французы, например, вообще сохраняли шариат в области семейного права в своих арабских колониях, зато все остальное "офранцуживалось"). В сельских же районах Йемена действовали местные племенные традиции, также основанные на исламе, и с применением не шариатского (имам Яхья как раз попытался ввести шариат, но не преуспел), а обычного йеменского племенного права ("Канун ас-саб3ин").
При этои для разных слоев общества - а в йеменском обществе было четкое иерархическое разделение на социальные слои со всеми вытекающими для каждого слоя и его представителей последствиями, обязанностями и преимуществами - и требования к одежде и внешнему виду были разными.
Йемен - очень традиционная страна (хотя и здесь все неоднозначно, поскольку юг очень отличается от севера, у каждой местности и провинции свои особенности, а древние племенные традиции в последние лет 20 подвергаются сильной "политико-идеологической эрозии"), но это совсем не "образцовая страна соблюдения законов". В Йемен, действительно, существуют мазары мусульманских святых. Так на восточной окраине Мукаллы еще в 1970-х существовал мазар - вали Исмаил, который посещали именно женщины. Небольшой белый мавзолей стоял практически на скалистом низком морском берегу. По определенным дням у вали собирались женщины, рассаживались на принесенных покрывалах, пили чай из темосов, смотрели на море. Это было как раз за стеной нашего флотского радиоцентра - какого-то бывшего двухэтажного дворца.



Edited at 2012-07-10 12:15 am (UTC)
(Reply) (Thread)