?

Log in

No account? Create an account
Шибам и вади Хадрамаут - О Йемене [entries|archive|friends|userinfo]
О Йемене

[ website | Информационный портал о Йемене ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Шибам и вади Хадрамаут [Jun. 5th, 2009|12:37 am]
О Йемене

yemen_ru

[mois_tas]
[Tags|, , , , ]

Статья Жана Франсуа Бретона в журнале "MIMAR 18: Architecture in Development. Singapore: Concept Media Ltd.", 1985 год. Многое изменилась, но ценность этой статьи неоспорима в плане изучения йеменской архитектуры.

Шибам и вади Хадрамаут
Текст и фотографии Жана Франсуа Бретона.
Рисунки Кристиана Дарлеса.
[Перевод и комментарии мои]


Главный вид Шибама. Город окружают пальмовые рощи и ирригационные поля. На южном берегу вади Хадрамаут пригород аль-Сахир.
Внизу справа глинобитные летние дома состоятельных шибамских семей.



Город Шибам расположен на выступе горы, который вдается в русло вади [см.словарь] Хадрамаут. Этот город - яркий пример глиняной архитектуры, символизирующий традиции южнойеменского народа. Трапециевидный в плане город размещен на территории размером 250 метров с севера на юг и 380 метров с востока на запад. Высокие фасады близко стоящих домов возвышаются на 20-25 метров в высоту. Это единственный город в Йемене укрепленный подобным способом, и истоки своей оборонительной системы он берет еще с преисламских царств (5 в. до н.э. – 5 в. н.э.). Древний город Наджран был также укреплен при помощи близко стоящих деревянных домов, базирующихся на высокой каменной основе.
Пересечение большинства улиц определяет размещение наиболее важных мест города: площадей, мечетей (на момент написания статьи их было 7) и общественных зданий. В каждом квартале Шибама своя мечеть. [Например, в Сане в старом городе мечети расположены по этому же принципу (1)].
В пределах стен сконцентрировано 500 высоких домов с 8 тыс. населением [Это цифра на момент написания статьи. Сейчас же согласно статистике в городе проживает около 10 тыс. человек (2003) (2)]. Самое высокое здание имеет 8 этажей и высота его около 30 метров. Большинство других домов имеет в среднем 5 или 6 этажей. Дома, принадлежащие зажиточным горожанам, располагаются в западном районе, возвышающемся на 10 метров над уровнем городских ворот. Более бедное население живет около сука и вокруг мечети Харум аль-Рашида [Встречается второе название - мечеть Джами. Мечеть построена в 753 году и перестроена в 14 веке. Это единственное здание в Шибаме из обожженного кирпича. У мечети два минарета: один построен одновременно с перестройкой мечети в 14 веке, а второй, использующийся сейчас, в 16 веке]. Наиболее низкая точка города примыкает к городским воротам, там же находится старый дворец султана, новый супермаркет и школа.


Слева карта НДРЙ (Южный Йемен). Справа карта долины вади Хадрамаут



Общий план города



Вид Шибама с юго-запада. Естественный холм оберегает город от периодического паводка и наводнений в вади Хадрамаут.



Слева: Шибам с северо-запада. Это наивысшая точка города, на 10 метров возвышающаяся над уровнем городских ворот и на 20 метров выше уровня вади. Самые богатые дома Шибама, построенные в 1880-1920 гг., расположены именно здесь.
Справа: Восточная часть Шибама. Близко стоящие дома образуют дополнительную защиту за городской стеной. В этом районе дома высотой 15-20 метров вместо 25-30 в южной части.



Причины, по которым дома Шибама столь высоки, различны. Город расположен вдоль границы двух султанатов: Куайти и Каcири, которые постоянно враждовали. Жители Шибама искали убежища и защиты в высоте своих домов еще в преисламские времена. В Шабве, формальной столице Хадрамаута, высокие дома также отчасти выполняли оборонительную роль. Дома Шибама выглядят как башни (husn [см. словарь]): нижний этаж не имеет окон, но они имеют отверстия, похожие на бойницы. Дома башенного типа также встречаются в Хадрамаутской сельской местности [Еще один тип подобных построек - сторожевые башни на полях землевладельцев (3)]. Возносящиеся к небу, эти дома Шибама являются символом достатка и благополучия. Во второй половине 17 века часть жителей города иммигрировала в Сингапур, Малайзию, на о.Ява (в Батавию [Джакарту]) и в южную Индию. Однако большая часть этих переселенцев вернулась между 1820 и 1870 гг. в Шибам. Все деньги, заработанные заграницей, были потрачены на строительство. В Шибаме престиж семьи выражается в строительстве высокого дома. В Тариме же, расположенном в 50 км восточнее Шибама, зажиточные горожане строят большие двух-трехэтажные дома, украшенные в Индонезийском стиле.


Западная часть Шибама. В пальмовой роще за пределами городской стены располагается маленькая мечеть аль-Кабуб, предположительно построенная в 18 веке.





Каждый дом в Шибаме это отдельно стоящая резиденция с одним единственным входом. Если имеется вторая дверь, то она ведет в магазин. Каждый дом изолирован от соседнего. [Мне встречалось мнение немецких исследователей о соединении домов между собою балконами. Что вроде как это позволяло во время обороны города свободно перемещаться между домами.] Главный фасад выходит или на улицу, или на площадь. Задняя же часть с канализацией выходит во двор.
Дома построены из сырцового кирпича, покрытого снаружи смесью из земли и соломы. Иногда деревянные брусья вставляют в стены для укрепления. Стены сужаются кверху. Но внутренние комнаты выглядят без деформации пространства [При строительстве вертикальным ориентиром являются как раз внутренние стены (3)]. Дома имеют плоскую крышу, окруженную парапетом, формирующим террасу. Эти террасы для водонепроницаемости покрывают специальным составом - ramad [cм. словарь]. Его изготовляют, смешивая известь, древесную золу и смесь крупного и мелкого песка. Рамадом также заделывают трещины и расслоения.
При аккуратном использовании подобный дом может прослужить 2-3 столетия. Старейший дом Абдаллы бин Факика датируется по наддверной надписи 1609 годом. Большинство же домов построено 1880-1915 годами.
Последние десятилетия город Шибам не столь зажиточен, как Сейюн, новая столица долины Хадрамаута. Большое число домов в Шибаме по этой причине выглядят заброшенными, их владельцы не в состоянии справиться с чрезвычайно быстрым ростом расходов на дом. Больше, чем 30 домов (из 500) сейчас находятся в руинах. Мадраса аль-Хара и принадлежащие ей дома частично разрушены.


Слева: узкая улочка между высокими домами в центре Шибама. Вода с уличных водостоков, как правило, собирается в открытую и обложенную камнем канализацию. Лдна из главных задач программы сохранения - это установка единой водосточной и канализационной системы в городе, способной предотвратить быстрое изнашивание глиняных домов.
Справа: Красивое деревянное резное окно (мушрабия) в богатом жилом доме в Шибаме. К сожалению, подобная резьба больше не изготовляется и заменяется обычным стеклом.



Заброшенный дом в Карат Абд аль-Азизе, в двух милях севернее от Шибама. Из-за несвоевременного поновления рамадом на доме появились большие трещины. Ливни и наводнения также являются основной причиной разрушений. В Шибаме более чем 45 домов (из 500) находятся с состоянии сильного разрушения или имеют другие серьезные повреждения.


Большая часть городской стены также нуждается в реставрации. Из-за повреждений, и, главным образом, из-за недостачи денег на ремонт городская канализация пришла в негодность. Нынешняя система открытого дренажа соединена с сетью подземных труб, не отвечающей современным требованиям, что приводит к подмыву фундаментов домов. Кроме того, экстенсивное разрушение привело в 1982 к дееспособности плотины Маса, расположенной в 7 км западнее Шибама.
Вследствие этого южно-йеменские власти провели предварительные исследования. С 1980 по 1984 в Южном Йемене работали иностранные миссии и отдельные эксперты (Результаты предварительного изучения опубликованы Жан Франком Бретоном и Кристианом Дарлесом в книге “Storia della Citta”, №14, 1980. Д-р Р.Б. Леукок во время своей миссии с 1980 по 1983 собрал значительный материал, который был опубликован ЮНЕСКО. В 1985 было выполнено измерение строений, что позволило сконструировать модель Шибама (в размере 1:300) для Йеменского культурного центра. Фотографическая программа распланирована на два года.). В декабре 1982 г. комитет ЮНЕСКО включил Шибам и вади Хадрамаут в список Всемирного Наследия. В конце 1984 г. Генеральный директор ЮНЕСКО сделал заявление от лица жителей Шибама и Хадрамаута с призывом о помощи в сохранении их культурного наследия.
Сначала проект сконцентрируется на первостепенных работах: реконструкции дамбы Муса и ее береговых валов, внедрении комплексной дренажной системы в Шибаме и улучшении водоснабжения города. Уже проводится исследовательская работа в разработке стадий реконструкции дамбы Муса.


Один из дворцов семьи аль-Каф в Тариме, в 30 милях от Шибама. Огромный дом в Тариме массивен, квадратный в плане с рядом высоких окон, немного вытянутых кверху. Элементы значительного влияния Юго-Восточной Азии в 19 веке наблюдается и в внешнем виде этого здания, и в интерьерах дворца.



Интерьер большого дома в Тариме. Потолок, колонны и балки-перекладины покрыты грязевым раствором, поверх нанесен красочный слой в спокойных тонах, который в свою очередь, раскрашен еще раз более насыщенными красками. Колонны выполнены из камня и пальмовых стволов. Двери, как обычно, изготовлены в Сингапуре или на о.Ява, т.к. собственной древесины в Хадрамауте недостаточно


Хадрамаутские власти частично реконструировали городскую стену. Длительная программа восстановления включает в себя также установку канализации в каждом доме Шибама. По возможности планируется использование местных технологий, возможных в Хадрамауте (к примеру, аэропорт в Сейюне построен именно в местных традициях сырцового строительства), но это действие увеличивает стоимости работ. Исходя из этого, вероятен эксперимент, обеспечивающий более низкую стоимость путем смешения техник и дробления материалов (как рамад [см.словарь]).
Проект реставрации также включает в себя несколько важных объектов в вади Хадрамаут: Тарим (городские стены), Сейюн (Пятничная мечеть), аль-Машад (гробницы) и Бор (мечеть Абд Аллы). Спроектированный, как всеобъемлющая программа интегрального регионального развития, этот проект будет стремиться дать новое в жизни хадрамаутцев через координацию действий в различных областях культурной жизни.
Этот проект также нуждается в обеспечении трех аспектов:
1 - установление новых льгот Шибаму для восстановления города;
2 - cредства для правильной эксплуатации старого города в обозримом будущем.
3 - средства для реставрации главных зданий в других городах.
Первый шаг оценивается в 60 млн. долларов, второй - 10 млн. долларов ежегодно в течение 50 лет и третий – 30 млн. долларов. Привлечение различных спонсоров будет полностью оправданным за счет значимости этой архитектуры, находящейся под угрозой исчезновения, для арабской культуры в целом.


Минарет главной мечети в аль-Хурейде выполнен из сырца. Эта мечеть славится тем, что была построена индийским архитектором в конце 19 века. Она примыкает к гробнице пожертвователя и создателя местной школы Корана.



Инат, восточнее Тарима, был одним из знаменитых городов Хадрамаут.
Мавзолей шейха Абу Бакра так же как гробницы других шести святых посещают много паломников. Такие белые купола типичны для хадрамаутской архитектуры.



Город Кабр Худ находится в 70 милях восточнее Шибама в долине Хадрамаут. Город, построен вокруг гробницы Наби Алла Худа, наполняется обитателями только три дня в году во время паломничества. На фотографии запечатлен супер-маркет и на переднем плане - белый фонтан для омовений.



Жан-Франсуа Бретон (Jean-Fracois Breton), французский археолог, работал в Южном Йемене на протяжении многих лет. Он является членом международного комитета по сохранению Шибама. [Широкой русскоязычной общественности он известен как автор книги «Повседневная жизнь Аравии Счастливой времен царицы Савской. VIII век до н.э. - I век н.э.", М., 2003]
Кристиан Дарлес (Сhristian Darles), французский архитектор, принимавший участие в миссии в Южном Йемене и который собрал иллюстративный материал по архитектуре региона.

_____________________________________________________________________


Словарь терминов:
Вади - арабское название сухих русел рек или речных долин, во время сильных ливней и паводков заполняющиеся водой.
Мадраса - исламская религиозная школа.
Husn – крепость, дом, оборонительного типа, внешне напоминающий крепостную башню. Термин используется в Шибаме, Абьяне.(4)
Ramad – зола, получаемая из печи для обжига и специально очищенная после обжига известковых камней. Смешанный с nurah и песком, используется как герметик и влагонепроницатель в фундаментах и при защите поверхности пола и ступеньках и подверженных влаге местах (на данный момент вместо рамада используется цемент). Термин используется в Шибаме, Хадрмауте.(4)
Nurah – очищенный известковый раствор, используемый в качестве влагонепроницаемого материала. Тарим считается главным центром по производству nurah в вади Хадрамаут, экспортируемого также в другие города Йемена. Термин используется в Хадрамауте, Йемене.(4)

Ссылки:
1. Trevor H.J. Marchand "Minaret Building and Apprenticeship in Yemen" 2001
2. П. Густерин «Йеменская республика и ее города», М. 2006
3. Ю.Ф. Кожин "К истории гражданской архитектуры Хадрамаута" в сборнике трудово СОЙКЭ "Хадрамаут", М. 1995.
4. Damluji Salma Samar "The Architecture of Yemen: From Yafi to Hadramut", 2007

Источник статьи: ARCHINET
crosspost history_of_art ru_islamic_art
LinkReply